Концепция обеспечения гарантированного качества услуг. Чижиков Дмитрий :: статьиДата публикации: 04.04.2008 |
|
Чижиков Д.В. Концепция обеспечения гарантированного качества услуг
Развитие концепции TMN в системах OSS/BSSСистемы поддержки эксплуатации сетей связи OSS — это системы, построенные в соответствии с современным развитием концепции глобального управления системами связи (Telecommunication Management Networks, TMN). Концепция TMN появилась на волне повышения интеллектуализации средств связи. Стандарты TMN рассматривали задачу управления в сети, поэтому были предложены следующие уровни управления, структурно отражающие прикладной характер концепции TMN: сетевые элементы а сеть а ресурсы а услуги а бизнес. В таком виде концепция TMN была детально проработана и ответила на вопрос, как управлять сетями. Параллельно шла разработка той части стандартизованной стратегии, которая в TMN называлась “управление бизнесом”. Было сформулировано само понятие бизнес-процесса, а также предложены методы для построения систем контроля и управления бизнес-процессами на различных предприятиях. Все это послужило основанием для создания концепции систем поддержки бизнеса BSS. После этого произошла трансформация модели TMN в системах связи в концепцию OSS. В настоящее время в состав OSS входят следующие основные компоненты: ·
Интеграционный модуль имеет открытую модульную архитектуру (рис. 4), что позволяет расширять возможности системы по мере изменения функциональных требований к ней. В соответствии с трехуровневой методологией (получение/преобразование/визуализация данных) архитектура интеграционного модуля имеет следующий вид: ·
Стоящая перед производителями задача обеспечения создания масштабируемого модульного, а не нишевого подхода для использования новых технологий, а также потребность сбалансировать модульность и расширяемость с функциональной насыщенностью приводят к переопределению платформы управления как центральной базы интеграции и автоматизации. О необходимости такой базы говорилось в статье "Интегратор — незаменимый участник любого OSS-проекта”, в которой также были приведены успешные примеры внедрения подобных интеграционных модулей (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=82927). Предлагаемое интеграционное решение позволяет осуществлять интегрированный контроль систем, производящих мониторинг функционирования сетевого оборудования, а также прикладных систем и модулей мониторинга сервисов. При этом удается формализовать процедуры информационного обмена между подразделениями компании, сократить время локализации и ликвидации неисправностей, оптимизировать использование сетевых ресурсов за счет консолидации и представления информации для статистического и исторического анализа, а также создать технологическую открытую платформу для быстрого внедрения новых услуг и интеграции нового оборудования. Как следствие, основным преимуществом, получаемым после внедрения интеграционного модуля, является уход от “стихийной интеграции” — распределенной “паутины” трудно поддерживаемых и ненадежных связей, созданных в разное время и на базе разных стандартов и технологий. Удобство развития обеспечивается постепенной интеграцией систем: можно начать с проекта по реализации какой-либо услуги и постепенно наращивать схему до сложной системы со сквозными бизнес-процессами (интеграция на уровне бизнес-процессов). Повышение качества оказываемых пользователям услуг “из конца в конец” гарантируется за счет оптимизации управления мониторинга внешних систем и модулей, а также за счет упрощения контроля над системой, поскольку при создании связи с приложением появляется возможность пользоваться услугами общей инфраструктуры интеграции. Наличие высокоуровневого задания бизнес-правил и сценариев workflow позволяет эффективнее связывать компоненты системы в рамках выполнения бизнес-процесса. Таким образом, благодаря развертыванию подобных интеграционных решений можно трансформировать организационную модель, соответствующую потребностям бизнеса, в макроэкономическую среду. В данной среде имеется возможность поддерживать более эффективный по стоимости и более производительный набор услуг, мониторинг которых обеспечивается с помощью интеграционного решения в соответствии с концепцией Service Assurance. |
Корпоративным пользователям информационно-коммуникационных услуг требуется широкий класс разных служб и приложений, предполагающий большое разнообразие протоколов, технологий и скоростей передачи. При этом пользователи преимущественно выбирают поставщика служб в зависимости от цены и надежности продукта. Сегодня сети операторов, предоставляющих инфокоммуникационные услуги, перегружены: они переполнены многочисленными интерфейсами клиентов, сетевыми слоями и контролируются слишком большим числом систем управления. Значительные эксплуатационные затраты подталкивают операторов к поиску решений, удешевляющих поддержку работоспособности сетей при сохранении возможности создания новых служб и обеспечении стабильности существующих источников доходов, подобных речевым службам. В связи с этим возрастает интерес отечественных операторов к возможностям решений на основе систем поддержки эксплуатации сетей связи и бизнеса (Operation Support System/Business Support System, OSS/BSS), более того, внедрение таких решений становится даже более приоритетным, чем использование новых технологий связи. С другой стороны, повышение конкуренции в отрасли заставляет операторов концентрироваться на новых продуктах и сетевых сервисах, которые позволят предоставлять услуги, обеспечивая при этом их надлежащее качество для удовлетворенности потребителей. Именно поэтому ведущие разработчики решений OSS/BSS смещают фокус с управления сетевыми ресурсами к управлению сервисами для конечных пользователей, т. е. реализуют сервисно-ориентированный (SOA) подход к оказанию инфокоммуникационных услуг. OSS/BSS-системы останутся в центре внимания операторов, осуществляющих переход к новому поколению сред для доставки услуг, однако взгляды операторов на них изменятся: традиционная организация бизнеса с использованием “лоскутной автоматизации” уступит место объединению всех систем в рамках единой многосервисной среды. Понятие Service AssuranceЕсли системы OSS носят только прикладной и подчиненный задачам эксплуатации характер, то решается лишь часть задач систем эксплуатации (как при использовании любого инструмента) — улучшается подконтрольность сетей и повышается экономия от сокращения затрат на эксплуатацию сети. Для дальнейшего развития концепции OSS нужно сделать эти системы экономически самостоятельными, соединив с доходными сторонами бюджета оператора. Для этого необходимо расширить системы связи (увеличить число каналов, ресурсов на продажу, абонентскую базу и пр.), что соответствует экстенсивному пути развития, а также создать новые инфокоммуникационные услуги, что соответствует интенсификации работы оператора. Бурный экстенсивный рост современных сетей заканчивается, его заменяет период интенсивного развития, когда сети будут не столько расширяться, сколько оптимизироваться для оказания услуг в мультисервисных сетях по новым технологиям. Потребность придать экономическую самостоятельность системам OSS порождает необходимость создания новой концепции, предполагающей наличие связующего звена между системами эксплуатации и новыми услугами. Фактически речь идет о концепции обеспечения гарантированного качества услуг (Service Assurance). С одной стороны, она основана на OSS, а с другой — непосредственно связана с услугами, становящимися благодаря улучшению их качества более привлекательными для клиентов. Поэтому применение систем, основанных на данной концепции, будет приносить дополнительный доход. Цель систем Service Assurance -- обеспечить контроль качества в системе связи и выполнить любые требования заказчика к качеству предоставляемых услуг, как существующих, так и новых. Одним из первых на российском рынке полезность внедрения таких систем признал холдинг “Связьинвест” (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=54298). Успех в конкурентной борьбе будет определяться именно готовностью оператора предоставлять любые (как существующие, так и новые) услуги связи с одновременной гарантией их качества, обеспечивая не только выполнение соглашений об уровне качества услуг (Service Level Agreement, SLA), но и контролируя качество в более широком смысле концепции Service Assurance. Если система связи является разнородной в соответствии со спецификой сетей связи следующего поколения NGN, состоит из отдельных компонентов, построена на основе нескольких технологий, описываемых разными метриками параметров качества, то параметры качества составной системы также будут составными. С задачей мониторинга предоставления услуги “из конца в конец” в рамках концепции Service Assurance справится централизованная система эксплуатации на основе системы OSS, обеспечивающей контроль над всеми компонентами сети и управление ими.
Интеграционное решениеДля применения концепции Service Assurance необходимо представить совокупность эксплуатационных и информационных систем компании, привязанных к соответствующим модулям. Данные модули отвечают за тестирование услуг и могут быть реализованы в виде набора сервисов и связей, позволяющих гибко адаптировать информационные технологии под изменяющиеся нужды бизнеса. Такой подход, применительно к управлению администрацией крупного мегаполиса, был изложен в статье “Система контроля городской сети” . Чтобы аккумулировать в единой точке различные информационные потоки оператора связи, необходимо использовать некий интеграционный модуль (рис. 3), являющийся связующим звеном между системами, модулями контроля качества услуг и средой визуализации. Благодаря применению такого интеграционного модуля в качестве основы для платформы, реализующей концепцию Service Assurance, пользователи получают доступ к функциям управления устранением неисправностей и событиями, а также к средствам обеспечения гарантированного качества услуг, без которых невозможно соблюдение соглашений об уровне обслуживания, диктуемых сегодняшними конечными пользователями. Интеграционный модуль подключает средства мониторинга, распознавания сбоев и повышения надежности, а также системы управления отказами и резервирования каналов к модулям гарантированной доставки услуг, которые необходимы для постоянной доступности услуг, повышения скорости доставки, автоматической настройки оборудования и упрощения процедур установки. Интеграционный модуль подходит для управления большим гетерогенным окружением и позволяет непрерывно, в режиме реального времени, контролировать как работоспособность инфраструктурного оборудования, так и качественные показатели функционирования услуг и пользовательских приложений: ·
|