Контакт-центры как единая точка взаимодействия с клиентами. Базовые технологии и сегментация рынка. Чижиков Дмитрий :: статьи№3, 2008 (1 декабря 2008 г.) |
|
Контакт-центр (в свое время — просто call-центр, т. е. центр обработки вызовов клиентов) появился задолго до того, как компании стали собирать информацию о своих клиентах в базах данных. Чтобы справиться с растущими объемами звонков, на рынке появились технологии автоматизации call-центров. Они были призваны оптимизировать рутинные действия операторов и увеличить эффективность работы в целом. ТехнологииСовременный контактный центр (контакт-центр) — это мультимедийная система, предоставляющая более совершенные по сравнению с call-центрами возможности маршрутизации и управления общением по разнообразным каналам: телефону, электронной почте, системам самообслуживания через web-браузер, связи по технологии Voice over IP (VoIP). В последнее время к ним добавился и видеоканал. Контакт-центр помогает снизить стоимость обслуживания обращений и повысить общую эффективность взаимодействия с клиентами. Примеры применения:
Компании, собирающиеся создать контакт-центр, поддерживающий IP-протокол, не всегда готовы отказаться от традиционных УАТС. Чаще они хотят инвестировать средства в новую платформу, которая позволит задействовать старое оборудование, что снизит затраты и в то же время обеспечит в будущем постепенную, безболезненную миграцию на технологию VoIP. Поэтому для удовлетворения требований заказчиков базовая комплектация контактного центра должна обладать, как минимум, следующими функциональными возможностями:
Для эффективного обслуживания телефонных вызовов в контакт-центре должны быть интегрированы передача голоса и данных (CTI1) (как в случае традиционной, так и IP-телефонии), а также бизнес-приложения, в том числе уже используемые. С помощью интеллектуальной маршрутизации (ACD2) в соответствии с установленными правилами телефонный звонок направляется к оператору или системе IVR3, что обеспечивает быстрое обслуживание и эффективное использование ресурсов предприятия. В процессе сбора информации регистрируются все детали голосовых обращений, которые могут использоваться для оптимизации алгоритмов маршрутизации и изменения данных о клиенте. Стоит, однако, отметить, что построение контакт-центра, его функционал и решаемые задачи зависят от конкретного заказчика, его бизнес-процессов и пожеланий. ПлатформаОсновой решений (ядром) контактных центров является платформа интеллектуальной маршрутизации (как правило, отказоустойчивая и резервированная), сегментирующая клиентов на основе поступивших данных и информации из корпоративных БД и управляющая процессом взаимодействия. Такая платформа предоставляет независимый от канала доступа механизм обслуживания потока обращений, который позволяет их персонифицировать и индивидуально маршрутизировать на основе бизнес-правил и предварительно полученной информации. В результате клиенты получают одинаковый уровень обслуживания по всем каналам, а предприятие может использовать атрибуты каналов для более сфокусированного и качественного обслуживания. Платформа обычно имеет модуль обмена информацией с БД — общее хранилище для интеграции приложений контактного центра и бизнес-приложений с транзакциями обслуживания клиентов. В каждом конкретном случае информация об обращении объединяется с данными клиента и приложений, после чего принимается решение о порядке и времени его обслуживания. В сценариях обработки обращения можно указывать требуемые уровни обслуживания, квалификацию оператора, его персону и т. д. Информация о клиенте, полученная в процессе обслуживания вызова, и бизнес-правила доступны всем системам и операторам, которые будут взаимодействовать ним. Кроме того, ПО ядра предназначено для централизованного мониторинга и администрирования процесса обслуживания обращений клиентов и действий операторов, изменения параметров пользователей. Помимо этого оно применяется для управления всеми серверами и службами, запуск или остановка которых может производиться удаленно. Рисунок. Схема организации универсального контакт-центра. Контакты в помощь голосуСвязь по телефону очень важна, но сегодня все больше и больше заказчиков предпочитают вести бизнес через Интернет, с помощью электронной почты, используя факсимильную связь и т. п. Они могут общаться с операторами, самостоятельно выбирая один или несколько каналов доступа:
В состав контакт-центра может также входить унифицированное приложение для операторов, позволяющее им не тратить каждый раз время на поиски уже найденной ранее информации. Сегментация рынкаБазовыми цифрами для оценки объемов рынка контакт-центров являются общий объем продаж программноаппаратных средств в деньгах (суммарные доходы компаний), а в натуральном выражении — количество поддерживаемых операторских мест. Для правильного понимания оценки рынка в деньгах необходимо пояснить, что поскольку все функции контакт-центров реализуются в рамках аппаратно-программных решений, то стоимость базового ПО входит в общие затраты и отдельно не учитывается. Поэтому при оценке объемов рынка аналитические компании фактически учитывают продажи только основного аппаратного обеспечения. Между тем вокруг этого базового оборудования существует весьма емкий рынок сервиса (инсталляционного и пр.) и решений (дополнительное ПО, см. ниже) На рисунке приведена достаточно универсальная структура контакт-центра, описывающая максимально широкий функционал. На самом деле диапазон решений широк, и не всегда в них должны присутствовать довольно дорогая УАТС, мощные серверы и прочее. Чтобы подчеркнуть принадлежность одних систем к серьезным универсальным службам, которые могут обрабатывать мультимедийные сообщения, их называют именно контакт-центрами, а исторически возникшие первыми системы, принимающие только телефонные звонки, обычно именуют call-центрами. Среди последних существуют очень экономичные, где вместо УАТС используются платы для компьютерной телефонии, выпускаемые, в частности, отечественными производителями. На их базе создаются специализированные решения, например для такси или других небольших диспетчерских служб.
В качестве количественного критерия масштабности поставляемых систем используется число поддерживаемых операторских мест: малые системы, предназначенные для одновременной работы до 50 операторов, средние — до 300 и крупные контакт-центры — более 300 операторских мест. В отдельную группу выделяют так называемые хостед-решения, разрабатываемые для эксплуатации фирмами — операторами связи. Увеличение числа рабочих мест центра обычно сопровождается не только масштабированием оборудования, но и нарастанием базового функционала системы, входящего в стандартный комплект поставки. Практическое деление рынка осуществляется также по возможности использования аналоговых и цифровых каналов. В настоящее время в качестве базовых УАТС в контакт-центрах используются TDM-станции, IP системы и гибридные, или смешанные, станции. При этом аналитики оценивают позиции сегмента контакт-центров на основе IP отдельно. Связано это с тем, что данная технология позволяет реализовать более продвинутые сервисы, включая обслуживание видеовызовов. Возможно, в перспективе возникнет целесообразность выделения отдельного подсегмента видеоконтакт-центров. В России наиболее мощные и продвинутые решения в сфере контакт-центров реализуются у операторов связи. Они часто сдаются в аренду аутсорсинговым контакт-центрам. Традиционно имеет место интенсивное внедрение контакт-центров в секторе страховых и инвестиционно-финансовых компаний. Важным современным трендом рынка является активный рост продаж в секторе электроэнергетики и ретейле. На мировом рынке контакт-центров уверенно лидирует Avaya (см врезку). Она же доминирует и на российском рынке, контролируя, по некоторым данным, более половины рынка. Сильные позиции в России имеют также компании Cisco и Nortel. Заметно присутствие отечественных компаний InfraTelesystem и Naumen. Развитие сервисов на базе контакт-центров создает целый ряд смежных рынков продуктов и услуг. Например, рынок дополнительного и расширенного программного обеспечения. Для адаптации базовых программно-аппаратных комплексов контакт-центров к разнообразным областям применения независимыми разработчиками ПО дополнительно предлагаются:
Существуют также рынки переподготовки кадров операторов и управляющих контакт-центров, а также консалтинга. Стали востребованными услуги консалтинговых фирм, специализирующихся на вопросах снижения себестоимости обработки и повышения качества работы контакт-центров. Центры обработки обращений давно уже перестали решать чисто корпоративные задачи, развиваются фирмы, оказывающие аутсорсинговые услуги. С помощью этих инструментов решаются сложные, в т. ч. социальные задачи, важность которых непрерывно возрастает. Редакция искренне благодарит за консультации и предоставленную информацию Павла Теплова, менеджера по развитию бизнеса фирмы Cisco, и Ирину Юношеву, директора по продаже решений для контакт-центров компании Avaya. 1 Computer Telephony Integration — компьютерная телефония, позволяющая объединить передачу голоса (речи) с передачей цифровых данных, а также обеспечить отслеживание вызовов и управление ими по любому сценарию (алгоритму, правилам).
|
|